.
.
Тема: «Работа с графикой PascalABC»_9кл «Работа с графикой PascalABC»_9кл
Сабақ жоспары | Предметы | Информатикадан ашық сабақтар Загрузок: 0 | Просмотров: 1869 | Размер: | Автор: Нартай4540г. Усть-Каменогорск
Учитель информатики
ГУ СШ №13
Никитенко О.А
Цель урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ: Сформировать представление о понятиях “вспомогательный алгоритм”, “процедура”, “модуль” и научить составлять программный модуль из процедур в среде Pascal ABC.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
• анализ строения сложного объекта или процесса;
• понятие “вспомогательный алгоритм”;
• понятие “процедура” в среде программирования Pascal ABC;
• понятие “модуль” и способ его составления;
• программирование процедурным способом.
ТИП УРОКА: комбинированный.
ФОРМИРУЕМЫЕ УМЕНИЯ: анализировать и делать выводы, работать в среде программирования (Pascal ABC).
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: вспомогательный алгоритм, процедура, модуль.
ОСНАЩЕНИЕ: среда программирования Pascal ABC; готовые программы “Домик”. “Фигурка”,
Ход урока:
1.Объяснение нового материала
После запуска, по умолчанию, запускается текстовый режим. Для работы с графикой служит отдельное графическое окно. Чтобы его открыть, необходимо подключить модуль GraphABC. В этом модуле содержится обширный набор процедур и функций, предназначенных для работы с графическим экраном, а также некоторые встроенные константы и переменные, которые могут быть использованы в программах с графикой. С их помощью можно создавать разнообразные графические изображения и сопровождать их текстовыми надписями. Подключение осуществляется в разделе описаний.
Формат подключения модуля GraphABC: uses GraphABC;
Начало координат графического окна модуля находится в верхнем левом углу. Ось x направлена вправо, а ось y - вниз. Координаты исчисляются в пикселях. Все команды библиотеки GraphABC являются подпрограммами и описаны в виде процедур и функций. Для того, что бы команда выполнилась необходимо указать команду и задать значения параметрам.
Некоторые команды библиотеки GraphABC.
Имя и параметры команды Действие команды
Имя параметров команды Действие команды
Line(x1,y1,x2,y2) Рисует отрезок из точки с координатами (x1,y1) в точку с координатами (x2,y2)
LineTo(x, y) Рисует отрезок из текущей точки в точку с координатами (x, y) (соответствует команде сместиться_в с опущенным пером для исполнителя Чертежник)
Rectangle(x1,y1,x2,y2) Рисует контур прямоугольника со сторонами параллельными сторонам
экрана. Точки с координатами (x1, y1) и (x2, y2) определяют диагональные вершины прямоугольника.
RoundRect(x1,y1,x2,y2,w,h) Рисует прямоугольник со скругленными краями; (x1,y1) и (x2,y2) задают пару противоположных вершин, а w и h – ширину и высоту эллипса, используемого для скругления краев.
FillRect(x1,y1,x2,y2); Заливает прямоугольник, заданный координатами противоположных
вершин (x1,y1) и (x2,y2), цветом текущей кисти.
MoveTo(x, y) Переводит текущую точку в положение новое положение, в точку с координатами (x, y) (соответствует команде сместиться_в с поднятым пером для исполнителя Чертежник)
TextOut (x, y, text) Выводит Text на экран. Начало текста в точке с координатами (x, y)
SetPixel(x,y,color) Закрашивает цветом color точку с координатами (x, y)
SetPenColor(color) Задает цвет рисования линий. Параметр color – число в промежутке от 0 до 2563-1.
SetPenStyle(ps) Устанавливает стиль пера, задаваемый параметром ps.
Стиль пера
Значение Описание Вид линии
psSolid Сплошная линия ---------------------------
psDot Пунктирная линия ……………………..
psDash Штриховая линия - - - - - - - - - - - - - - -
psDashDot Штрихпунктирная линия
psDashDotDot Линия - штрих и два пунктира
psClear Отсутствие линии
Arc(x,y,r,a1,a2 Рисует дугу окружности с центром в точке (x,y) и радиусом r, заключенной между двумя лучами, образующими углы a1 и a2 с осью OX (a1 и a2 – вещественные, задаются в градусах и отсчитываются против часовой стрелки).
Pie(x,y,r,a1,a2) Рисует сектор окружности, ограниченный дугой (параметры процедуры
имеют тот же смысл, что и в процедуре Arc).
Chord(x,y,r,a1,a2) Рисует фигуру, ограниченную дугой окружности и отрезком, соединяющим ее концы (параметры процедуры имеют тот же смысл, что и в процедуре Arc)
FloodFill(x,y,color); Заливает область одного цвета цветом color, начиная с точки (x,y).
SetBrushColor(color) Устанавливает цвет кисти, задаваемый параметром color
SetBrushStyle(bs) Устанавливает стиль кисти, задаваемый параметром bs.
Стили кисти задаются следующими именованными константами:
SetFontColor(color); Устанавливает цвет шрифта
SetFontSize(sz); Устанавливает размер шрифта в пунктах.
SetFontName(name: string); Устанавливает наименование шрифта
По умолчанию установлен шрифт, имеющий наименование MS Sans
Serif. Наиболее распространенные шрифты – это Times, Arial и Courier
New. Наименование шрифта можно набирать без учета регистра.
SetFontStyle(fs); Устанавливает текущий стиль шрифта
Стили шрифта задаются следующими именованными константами:
fsNormal – обычный;
fsBold – жирный;
fsItalic – наклонный;
fsBoldItalic – жирный наклонный;
fsUnderline – подчеркнутый;
fsBoldUnderline – жирный подчеркнутый;
fsItalicUnderline – наклонный подчеркнутый;
fsBoldItalicUnderline – жирный наклонный подчеркнутый.
ClearWindow; Очищает графическое окно белым цветом
ClearWindow©; Очищает графическое окно цветом ©.
SetWindowSize(w,h) Устанавливает ширину и высоту графического окна
Модуль GraphABC содержит константы и функции для работы с цветами.
Тип ColorType, описывающий цвет, определен следующим образом:
type ColorType=integer;
Стандартные цвета задаются символическими константами:
clBlack – черный
clPurple – фиолетовый
clWhite – белый
clMaroon – темно-красный
clRed – красный
clNavy – темно-синий
clGreen – зеленый
clBrown – коричневый
clBlue – синий
clSkyBlue – голубой
clYellow – желтый
clCream – кремовый
clAqua – бирюзовый
clOlive – оливковый
clFuchsia – сиреневый
clTeal – сине-зеленый
clGray – темно-серый
clLime – ярко-зеленый
clMoneyGreen – цвет зеленых денег
clLtGray – светло-серый
clDkGray – темно-серый
clMedGray – серый
clSilver – серебристый
Для работы с цветами используются следующие функции.
function RGB(r,g,b: integer): ColorType; - возвращает целое значение, являющееся кодом цвета, который содержит красную, зеленую и синюю составляющие u1089 с интенсивностями R,G и B соответственно (R,G и B –целые в диапазоне от 0 до 255, причем, 0 соответствует минимальной
интенсивности, 255 – максимальной).
function GetRed(color: ColorType): integer; - выделяет красный цвет интенсивностью (целое число от 0 до 255);
function GetGreen(color: ColorType): integer; - выделяет зеленый цвет интенсивностью (целое число от 0 до 255);
function GetBlue(color: ColorType): integer; - выделяет синий цвет интенсивностью (целое число от 0 до 255).
Практическое задание- закрепление изученного материала.
По заданному рисунку закрасить слуховое окно на крыше домика.
В дальнейшем мы будем этот рисунок добавлять:
озеро(эллипс),
солнце с лучами,
дерево
и ваша фантазия.
Для дальнейшей работы с рисунком сохраните его в свой папке
Пример графической программы, рисующей изображение дома:
Program Domik;
uses graphABC; //подключение модуля graphABC
begin
SetWindowWidth(800); //ширина окна программы
SetWindowHeight(600); //высота окна программы
SetFontStyle(fsBold); //жирный стиль шрифта
SetFontSize(18); //размер шрифта
SetFontColor(clRed); //цвет шрифта
TextOut(100,100,'Домик'); //текст
Rectangle(200,300,600,600); //дом
Circle(400,225,40); //круг
SetBrushColor(clAqua); //цвет заливки окна
FillRect(300,400,500,500); //процедура заливки окна
Rectangle(300,400,500,500); //окно
Line(400,400,400,500); //окно
Line(300,450,500,450); //окно
Line(200,300,400,150); //крыша
Line(400,150,600,300); //крыша
Line(480,210,480,160); //труба
Line(480,160,520,160); //труба
Line(520,160,520,240); //труба
end.
Домашнее задание
Выполнить данную программу и разобрать функции.
Программа, рисующая фигурку:
Program Figurka;
uses GraphABC;
var w,r,c: integer;
begin
SetWindowSize(500,500); //задаѐм размер графического окна
SetPenWidth(3); //устанавливаем стиль пера
SetBrushColor(clFuchsia); //устанавливаем цвет кисти
Circle(225,160,50); //рисуем окружность
Line(225,160,225,180); //рисуем линии
Line(210,190,240,190);
Line(225,210,225,250);
Line(100,100,200,260);
Line(200,260,400,260);
Line(210,350,200,480);
Line(240,350,250,480);
Rectangle(200,230,250,350); //рисуем прямоугольник
SetBrushColor(clLime);
FillRect(0,480,500,500); //рисуем закрашенный прямоугольник
SetBrushColor(clWhite);
Circle(205,150,10);
Circle(245,150,10);
end.
Скачать методички (классные уроки) для учителей по разным предметам: история, литература, физика. Как провести урок с учеником, вам поможет грамотно составленный план урока. Занятия по математике, литературе, физике, информатике, химии, психологии.
.