Наставник - сайт Открытых уроков. Учителя Казахстана. Образование в Казахстане
.
.
А.С.Пушкина «Евгений Онегин» -

А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Сабақ жоспары | Предметы | Открытие уроки по русскому языку Загрузок: 290 | Просмотров: 2914 | Размер: 166.0 Kb | Автор: munira
. Айтбукешев Айдарбек Тулепович,
проректор ОИПКиППК,
учитель русского языка
и литературы
высшей категории

Изучение романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Реалистический роман в стихах занимает центральное место в творчестве поэта. Это его самое крупное художественное произведение, оказавшее наиболее сильное влияние на судьбу всей русской литературы. Роман создавался около восьми лет (с 1823 по 1831), а в 1833 г. вышел в свет. Охватывает события с 1819 по 1825 г. (во времена правления Александра I).
СЮЖЕТ РОМАНА
Провинциальная девушка Татьяна Ларина полюбила петербургского «светского льва» Евгения Онегина, разочарованного в жизни и ко всему равнодушного. Любовное признание Татьяны не вызвало в Онегине ответного чувства. Дуэль с другом, путешествие Онегина разлучили Татьяну с любимым. Она вышла замуж и стала блистательной светской дамой. Вернувшись из путешествия, Онегин увидел Татьяну на балу и понял, что любит ее. Увы! Татьяна не может принести любви в жертву счастье и покой своей семьи.

КОМПОЗИЦИЯ РОМАНА
Композиционно роман можно разделить на две части, причем, одна часть зеркально отражается в другой (такую композицию называют зеркальной):
 І-часть: Татьяна пишет Онегину письмо с признанием в любви и получает отповедь.
 ІІ-часть: Онегин пишет письмо Татьяне с признанием в любви и получает отповедь.
Между этими крайними точками сюжета происходит много важных событий.

ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА
Анализируя роман, В. Г. Белинский указал, что в начале XIX в. образованное дворянство было тем сословием, «в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества» и что Пушкин в «Онегине» «решился представить нам внутреннюю жизнь этого сословия, а вместе с тем и общество в том виде, в каком оно находилось в избранную эпоху».
В центре романа — любовная интрига. А главной проблемой является вечная проблема чувства и долга. Главный герой, обладая богатым духовным и интеллектуальным потенциалом, не может найти применения себе в обществе. Автор ставит вопрос: почему так произошло? Для того чтобы ответить на него, он исследует личность своего героя, Евгения Онегина, и среду, которая его сформировала.
ЖАНР РОМАНА
Пушкин создавал произведение, когда стихи постепенно утрачивали свое господство, а проза шла к своему торжеству. Автор выбрал промежуточную форму, объединяющую эпос и лирику. Пушкин писал Вяземскому: «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница». Роман написан не просто стихами — он разделен на строфы. Пушкин изобрел никогда не встречающуюся прежде в мировой поэзии строфу, которую теперь называют онегинской (состоит из 14 строк, особым образом организованных). Пушкин играет разными способами рифмовки, что дает разнообразие интонаций и впечатление живого разговора автора с читателем. Живой разговор придает повествованию лирический характер, что редко встречается в прозаическом романе.

О РЕАЛИЗМЕ РОМАНА
Это первый реалистический роман в русской литературе.
 Нетрадиционное вступление
Роман начинается с размышлений неизвестного читателю героя об умирающем дяде, хотя по традиции должен был начинаться с пространного вступления. Нет описания обстановки действия, представления действующих лиц и формального начала (оно лишь в конце 7-й главы).
 Нетрадиционная развязка
Традиционны были два варианта развязки: печальный (гибель главного героя) и счастливый (женитьба героев). Мы расстаемся с Онегиным и не знаем, что будет с ним дальше (автор предлагает «додумать» конец читателю). Современники Пушкина говорили, что роман можно как продолжать до бесконечности, так и закончить на любой главе, т. е. перед нами реальная действительность.
 Герои романа — обыкновенные люди
Меняются не только обстоятельства в жизни героев — меняются их характеры, образ мыслей. Герои не вписываются в схему, они подвластны времени и обстоятельствам, как обыкновенные люди. Изображаются типичные герои в типичных обстоятельствах.
 Реалистические приемы для раскрытия образов
Автор использовал собственную речь героев, их размышления; описание быта, условий воспитания, круга интересов; прямые авторские характеристики; оценку «со стороны» (деревенских соседей, например); авторскую иронию.
 Переплетение лирического и эпического начал
Автор свободно прерывает сюжетную линию и показывает жизнь светского общества, картины русской природы, размышляет о жизни. Лирические отступления делают роман свободным путешествием по жизни.

«ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОЙ ЖИЗНИ»
Со страниц романа мы многое узнаем об эпохе:
о воспитании детей в дворянской семье: «...француз убогой, / Чтоб не измучилось дитя, / Учил его всему шутя, / Не докучал моралью строгой, / Слегка за шалости бранил /И в Летний сад гулять водил.,.»;
о моде в высшем свете: «Острижен по последней моде, / Как dandy лондонский одет...»;
об образовании, которого было достаточно, чтоб «свет решил, что он умен и очень мил»: «Мы все учились понемногу / Чему-нибудь и как-нибудь...»;
о культуре, репертуаре театров, где идут балеты Дидло: «Смычку волшебному послушна, / Толпою нимф окружена, / Стоит Истомина...»;
о высшем свете Петербурга с «необходимыми глупцами», клеветниками, чопорными «бальными диктаторами». Автор не забывает и о «соли светской злости», о «накрахмаленных нахалах» и о нравах общества;
о патриархальной Москве — «ярмарке невест», о «бессвязном пошлом вздоре» ее гостиных. Вместе с тем мы чувствуем, что автор любит Москву: «Москва... как много в этом звуке / Для сердца русского слилось!»;

о жизни провинциальных помещиков — о крепостной деревне, о патриархальном семействе Лариных;
о деталях быта — описание кабинета Онегина дает представление о том, что «украшало кабинет философа в осьмнадцать лет», а распорядок его дня рассказывает о том, чем жил свет.

ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ РОМАНА.

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН
Молодой дворянин, аристократ по происхождению и воспитанию — «забав и роскоши дитя». Внешностью подобен «ветреной Венере». В 1-й главе детально описаны его распорядок дня, кабинет и даже его обед. Перед нами типичный представитель своего времени.
…С душою, полной сожалений,
И опершися на гранит,
Стоял задумчиво Евгений,
Как описал себя пиит.
Автор часто сравнивает себя с Онегиным, «добрым приятелем» своим, выражает симпатию, иронизирует над ним, но «всегда ...рад заметить разность» между Онегиным и собой.
«Молодой повеса», эгоист и скептик с острым и злым языком. По принятым в свете нормам «умен и очень мил»: «Он по-французски совершенно / Мог изъясняться и писал; / Легко мазурку танцевал / И кланялся непринужденно...».
Будучи человеком умным и критически настроенным, быстро разочаровался в суете светской жизни, в людях, в самом себе. В начале романа это молодой человек с душой старика, появляющийся в гостиных «угрюмым, томным».
Знаток «науки страсти нежной» сразу разглядел в Татьяне ее глубину, непохожесть на других. Получив ее признание в любви, не обманул, не воспользовался доверчивостью и наивностью девушки, а «явил души прямое благородство» — повел себя как воспитанный, порядочный человек.
В нем сложное переплетение «старого» и «нового»: пошел на дуэль с Ленским, испугавшись «мненья света», которое сам же так презирал.
Напряженные переживания (убийство Ленского), размышления, путешествия обогатили его внутренний мир — теперь он способен не только холодно анализировать, но и любить. Любовь для Пушкина — пробуждение души. В конце романа перед нами уже не романтический «демон» с преждевременно состарившейся душой, а герой, жаждущий счастья и любви.
ДЕНЬ СВЕТСКОГО МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА НАЧАЛА XIX в.
Онегин ведет жизнь человека, свободного от служебных обязательств
УТРО
Просыпаться как можно позже — признак аристократизма. Эта привычка имела такое же значение, как и обыкновение светских аристократов являться на бал позже других.
ПРОГУЛКА
Утренний туалет, чашка кофе или чаю сменялись к двум-трем часам дня прогулкой. Прогулка пешком, верхом или в коляске занимала час-два. Излюбленными местами гуляний петербургских франтов в 1810-1820 гг. были Невский проспект или Английская набережная Невы.
ОБЕД
Около четырех пополудни наступало время обеда. Молодой человек, ведущий холостой образ жизни, редко содержал повара и обедал в ресторане. Каждый ресторан посещался определенным кругом лиц. Появиться в ресторане (особенно таком, как Таlоп) означало явиться на сборный пункт холостой молодежи — «львов» и «денди». А это обязывало к определенному стилю поведения на все другое время.
ТЕАТР
Послеобеденное время молодой франт стремился «убить», заполняя промежуток между рестораном и балом. Одной из возможностей был театр, который являлся не только художественным зрелищем, но и своеобразным клубом, где происходили светские встречи, любовные увлечения, закулисные интриги.
БАЛ
После театра пора было ехать на бал. Там, где после бала имел место ужин, он проходил в два-три часа ночи.

ОНЕГИН И ЛЕНСКИЙ
ОНЕГИН ЛЕНСКИЙ
У обоих широкий круг интересов: история, философия, литература.
Чувствует себя уставшим от жизни. Для него нет никаких ценностей, он не верит в искренность чувств. «Русская хандра им овладела понемногу...»
Открыт для любви, дружбы и творчества, весь в ожидании счастья, восторженный мечтатель.
Цель жизни нашей для него
Была заманчивой загадкой,
Над ней он голову ломал
И чудеса подозревал.
Не верит ни в какую высокую цель.
Уверен, что есть какая-то высшая цель в жизни, он только пока ее не знает.
Не имел ни способности сочинять («Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить»), ни желания читать стихи. К стихам относится с иронией. Поэт, вдохновлен творчеством поэтов-романтиков Шиллера и Гёте. Его стихи сентиментальны, их содержанием является, конечно, любовь, «разлука и печаль, и нечто, и туманна даль, и романтические розы»
Это антиподы — «волна и камень», «лед и пламень». Друзьями они стали от «делать нечего»
Умный скептик
Вынужден принять вызов Ленского на дуэль. Понимая нелепость поединка, не может все же переступить через условность: он испугался «мненья света», которое так презирал. После убийства Ленского, отправляется путешествовать — он не в силах оставаться в обществе, по законам которого совершил этот поступок. Дуэль, смерть Ленского стала отправной точкой отсчета, с которой начинаются серьезные изменения в Онегине (он возвращается другим человеком). Наивно-восторженный энтузиаст
Убийство Ленского дает повод Пушкину попрощаться с романтизмом. Это прощание грустное, как прощание с юностью. Он предлагает поразмышлять над судьбой поэта-романтика, если бы он не был убит на дуэли. Поэта ждет или высокая поэтическая слава или:
Во многом он бы изменился, Расстался б с музами, женился..?
Выбор за читателем: кто-то увидит героя на вершине поэтического Олимпа, кто-то согласится с прозой жизни.

ТАТЬЯНА ЛАРИНА
 Портрет
«Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива...»
Но Онегин сразу оценил девушку при встрече: он изумился выбору Ленского, сказав, что «выбрал бы другую» — не Ольгу, а ее сестру. «Она в семье своей родной казалась девочкой чужой»: шумным играм предпочитала уединение, кукол в руки не брала — ей нравилось читать, слушать рассказы няни о старине.

 В любви.
Отличается от светских девушек: нет кокетства, жеманства, неестественности. Зато есть наивность, поэтичность, мечтательность. Под влиянием прочитанных романов создает в своем воображении романтический образ возлюбленного и сразу узнает его в Онегине. Проявляет решительность и смелость: открывшись ему, своим письмом фактически бросает вызов светским условностям.
Татьяна пред окном стояла,
На стёкла хладные дыша,
Задумавшись, моя душа,
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле
Заветный вензель О да Е.
 В основе ее мира — народная культура.
Тонко чувствует природу; душевная чуткость делает ее ближе к простому народу, чем к светскому обществу. Даже имя ее привычнее в народной среде (так звали горничных, служанок, дворовых девушек). Им впервые названа героиня романа. Неслучайны эпизоды о гаданиях и сне Татьяны — подчеркнута связь с фольклорными традициями.
 «Милый идеал» А. Пушкина.
Интуиция, проницательность, природный ум. Перед нами неброская, печальная, но глубокая и чистая натура с богатым внутренним миром. Она проявляет высокую нравственность в сцене последнего объяснения с Онегиным. В ответ на любовное признание, продолжая его любить, она говорит:
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Она воплощение идеального образа русской женщины, в котором отражены пушкинские понятия о нравственности.
 В светской жизни.
Став светской дамой, женой генерала, она остается прежней простой девушкой. Не изменяет своим духовным ценностям в угоду светскому обществу, сохранив в душе искренность и чистоту. Светскую жизнь считает «блеском, мишурой, ветошью маскарада». Проявляется цельность натуры

ИНТЕРЕСЫ И ЗАНЯТИЯ МОЛОДОЙ
ДВОРЯНСКОЙ ЖЕНЩИНЫ
На общем фоне быта русского дворянства начала XIX в. мир женщины был обособленной сферой

ОБРАЗОВАНИЕ
Как правило, образование девушек было домашним и более поверхностным, чем у юношей. Девочки в то время воспитывались под руководством гувернантки-француженки. Обычно образование ограничивалось:
 разговором на одном-двух иностранных языках (чаще всего французском и немецком);
 умением танцевать и держаться в обществе;
 элементарными навыками рисования, пения, игры на каком-либо музыкальном инструменте;
 знакомством с историей, географией, словесностью.
Главная цель образования — сделать из девушки привлекательную невесту. Со вступлением в брак обучение прекращалось.
ВСТУПЛЕНИЕ В БРАК
В XVIII в. замуж отдавали в 14— 15 лет, в начале XIX в. молодые дворянки вступали в брак в 17— 19 лет. Но «сердечная жизнь», время первых увлечений начинались значительно раньше. Мужчины смотрели на юную дворянку как на женщину в том возрасте, в котором мы увидали бы в ней лишь ребенка.
Выйдя замуж, юная мечтательница часто превращалась в домовитую помещицу-крепостницу (как Прасковья Ларина), в столичную светскую даму или в провинциальную сплетницу. В 40 лет женщина считалась уже довольно пожилой.

ДУЭЛЬ ОНЕГИНА С ЛЕНСКИМ
 Нелепость дуэли
Условия дуэли были очень жестокими, хотя причин для смертельной вражды явно не было (всем, кроме Ленского, было ясно, что дело заключается в недоразумении).
 Нарушение правил дуэли
Секундант Ленского, Зарецкий, был единственным распорядителем дуэли (это означает, что поединок проходил не по правилам) и вел дуэль с большими нарушениями. Он не пытался помирить противников, не объявил дуэль несостоявшейся, хотя Онегин опоздал более, чем на час (дуэль объявляется несостоявшейся уже через четверть часа). Зарецкий вел себя как лицо, заинтересованное в скандале.
 Почему Онегин не отказался от выстрела в друга
Выстрел в сторону считался бы новым оскорблением и не мог бы способствовать примирению дуэлянтов.
Боязнь быть смешным или сделаться предметом сплетен тоже сильно повлияли на поведение Онегина во время дуэли.
 Исход дуэли
Онегин, как неслужащий дворянин, вероятней всего, отделался бы месяцем-двумя крепости и последующим церковным покаянием. Но судя по тексту романа, дуэль не разбиралась в суде. Это могло произойти, если бы смерть Ленского зафиксировали как несчастный случай или самоубийство. Строфы ХL—ХLI шестой главы позволяют предположить, что Ленский был похоронен вне кладбищенской ограды, т. е. как самоубийца.
ДВЕ СТОЛИЦЫ В РОМАНЕ
 Санкт-Петербург
Светское общество столицы отличается аристократизмом, сдержанностью, благопристойностью, отсутствием вульгарности, здесь царствуют строгие правила.
Тут был, однако, цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лица
Необходимые глупцы;
Тут были дамы пожилые
В чепцах и в розах, с виду злые...
Представители петербургского дворянства в своем кругу играют для себя определенные заученные роли. Жизнь общества «однообразна и пестра».Петербургское общество — холодная и скучная среда:
...порядок стройный
Олигархических бесед,
И холод гордости спокойной,
И эта смесь чинов и лет.
 Москва
Черты московского дворянства — патриархальность и нежелание менять старые устои:
Но в них не видно перемены;
Все в них на старый образец...
Автор выражает свою любовь к Москве:
Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Автор выражает патетическое отношение к прошлому (лирическое отступление о войне 1812 года):
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Московское общество — это скука, сплетни и равнодушие:
Все в них бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно;
В бесплодной сухости речей,
Расспросов, сплетен и вестей
Не вспыхнет мысли в целы сутки..
Круг общения в обеих столицах скучен и утомителен и для Онегина, и для Татьяны. Они тяготятся правилами общения высшего общества, и оба остаются непонятыми в этой среде, не находя «ни общих мнений, ни страстей».

ЛИРИЧЕСКИЕ ОТСТУПЛЕНИЯ В РОМАНЕ
АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЕ
Автор представлен как герой романа. Воссозданы реальные факты из биографии поэта: лицей, южная ссылка, Михайловское. Упоминаются друзья Пушкина (Каверин, Дельвиг, Чаадаев, Державин). Перед нами роман-дневник, из которого мы узнаем о Пушкине не меньше, чем о его героях.
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ
Из романа мы узнаем, как воспитывалась и проводила время светская молодежь, мнение автора о балах, моде, еде, о быте «золотой» дворянской молодежи, поместных дворян и многие другие подробности («штрафные бои», «печи в пестрых изразцах»). Показана жизнь столицы и провинции, города и деревни, упомянуты все социальные слои.
ПЕЙЗАЖНЫЕ ЗАРИСОВКИ
Перед читателем проходят все времена года. Впервые в русской литературе представлен деревенский пейзаж среднерусской полосы. Природа помогает раскрытию характеров героев романа.
ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Размышления о жизни, ее быстротечности, о дружбе, о любви, о театре, о литературном творчестве, о неотвратимости смерти, о повторяемости событий и судеб и т. д.
ИСТОРИЧЕСКИЕ
Автор совершает экскурсы в русскую историю (говорит о Москве, об Отечественной войне 1812 г.)
АВТОРСКИЕ ОЦЕНКИ
Образ автора не менее важен, чем образ героев. Он присутствует во всех сценах, комментирует их, дает свои пояснения, суждения, оценку.
РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРСОНАЖЕЙ
В речи персонажей звучат различные стили разговорного языка. Онегину, находящемуся под воздействием западноевропейской цивилизации, сопутствует обилие иностранных, книжных слов. Татьяна окружена народной языковой стихией — ее речь близка устно-по этическим оборотам. Романтику Ленскому свойственно изъясняться метафорично.
ЛЕКСИКА
Смело введена просторечная лексика: «Как зюзя пьян», «Татьяна прыг в другие сени». Такие слова, как «холоп», «молвь», «топ» вызывали недовольство некоторых современников автора, который часто соединял слова высокого стиля с просторечными: «В салазки Жучку посадив, / Себя в коня преобразив...».
ИНТОНАЦИЯ
Частая смена интонации передает богатство чувств автора и героев. Делается это разными способами: скоплением глаголов (сморкаться, кашлять, шикать, хлопать), повтором («Мечты, мечты! Где ваша сладость?»), перестановкой («Швейцара мимо он стрелой») и т. д.
МУЗЫКАЛЬНОСТЬ
Автор использует прием звукоподражания. Переданы бравурность мазурки: «Когда гремел мазурки гром»; пьяный пляс: «Да пьяный топот трепака / Перед порогом кабака»; образ ветра: «И вестник утра ветер веет».
МЕТКОСТЬ, АФОРИСТИЧНОСТЬ
«Мы все учились понемногу, / Чему-нибудь и как-нибудь»; «Быть можно дельным человеком / И думать о красе ногтей»; «Любви все возрасты покорны»; «Чем меньше женщину мы любим, / Тем легче нравимся мы ей...»
РАЗНООБРАЗИЕ ПРИЕМОВ
В представлении действующих лиц использованы рассказ, описание, диалог, реплика, монолог, взаимохарактеристики.

В 1843—1846 гг. В.Белинский написал цикл статей(всего11) о| Пушкине. 8-я и 9-я статьи этого цикла посвящены роману «Евгений Онегин», в них знаменитый критик говорит:
ОБ ОТРАЖЕНИИ ЛИЧНОСТИ ПОЭТА В РОМАНЕ
«Евгений Онегин есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии». «Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его: здесь его чувства, понятия, идеалы».
ОБ ИЗОБРАЖЕНИИ РУССКОГО ОБЩЕСТВА
«Прежде всего в „Онегине" мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития». «„Онегина" можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».
О ЗНАЧЕНИИ РОМАНА
Называет роман первым реалистическим произведением русской литературы. «Без „Онегина" был бы невозможен „Герой нашего времени", также как без „Онегина" и „Горя от ума" Гоголь не почувствовал бы себя готовым на изображение русской действительности, исполненное такой глубины и истины»
ОБ ОНЕГИНЕ
Онегин для него — «страдающий эгоист», «эгоист поневоле». Он — «не демон, не пародия, не модная причуда, не гений, не великий человек, а просто — добрый малый, как вы да я, как целый свет»
О ТАТЬЯНЕ
Пушкин «первый поэтически воспроизвел в лице Татьяны русскую женщину». «Татьяна — это редкий, прекрасный цветок, случайно выросший в расселине дикой скалы». «Татьяна... натура глубокая, любящая, страстная»
ОСОБЕННОСТИ И ЗНАЧЕНИЕ РОМАНА
Уникальное произведение, не имеющее жанровых аналогов ни в русской, ни в мировой литературе.Это первый реалистический роман в русской литературе.

ОСОБЕННОСТИ И ЗНАЧЕНИЕ РОМАНА
Уникальное произведение, не имеющее жанровых аналогов ни в русской, ни в мировой литературе.
Это первый реалистический роман в русской литературе.
Явление исключительное по широте охвата русской действительности первых десятилетий XIX в.
Глубоко национальный роман по исторической верности и полноте характеров.
Глубоко лирическое произведение. Это роман-дневник, из которого мы узнаем о Пушкине не меньше, чем о его героях.
Лирическое и эпическое здесь равноправны. (Эпическим является сюжет, а лирическим — авторское отношение к сюжету, персонажам, читателю.)
Его образами и отдельными деталями может воспользоваться для характеристики эпохи и историк и исследователь русского быта.
Скачать методички (классные уроки) для учителей по разным предметам: история, литература, физика. Как провести урок с учеником, вам поможет грамотно составленный план урока. Занятия по математике, литературе, физике, информатике, химии, психологии.
.