.
.
Литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству Литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству Марины Цветаевой
Сабақ жоспары | Предметы | Открытие уроки по русскому языку Загрузок: 0 | Просмотров: 3524 | Размер: | Автор: muniraМарины Цветаевой
Цели и задачи:
1.Формирование у школьников старшего возраста интереса к литературе Серебряного века и личностного восприятия противоречивой эпохи.
2.Воспитание познавательной активности, пробуждение интереса к трагической судьбе поэта, систематизация знаний творчества М.И. Цветаевой.
Развитие творческих способностей учащихся: умение декламировать поэтические тексты, и обучение сценической речи. Развитие памяти.
3.Воспитание чувства коллективизма, умение работать в малых группах.
Развитие наклонностей к исполнительскому и художественному творчеству.
Оборудование:
- На заднике занавеса портрет М.И. Цветаевой.
- Фонограмма песен А.Б Пугачевой на стихи М.И. Цветаевой «Уж сколько их упало в эту бездну», «Мне нравится», романс из к\ф «Жестокий романс», романс «Благословляю вас», песня «Я тебя отвоюю», вальс в исполнении учащихся по музыку Дога «Мой ласковый и нежный зверь»
- Мультимедийная установка, экран, музыкальная аппаратура для воспроизведения музыкальных фрагментов.
- Презентация по теме литературного вечера.
Используемые педагогические технологии:
- Технология сотрудничества в рамках личностно-ориентированного подхода при подготовке КТД.
- Совместная деятельность при работе в малых группах, направленная на развитие индивидуальной ответственности и взаимодействие между участниками группы.
- Внутригрупповая дифференциация, проводимая посредством отбора по интересам обучающихся и степени готовности к участию в подготовке и проведении мероприятия.
- Технология преподавания литературы как искусства и как человекоформирующего предмета (Е.Н. Ильин) в качестве средства развития социокультурной компетенции старшеклассников.
- Театральная технология, применяемая во внеклассной и внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей школьников.
- Технология ИКТ.
I.Вступительное слово учителя. Слайд 1
Среди самых замечательных имён в русской поэзии XX века мы справедливо называем имя Марины Цветаевой. С самого начала творческого пути Цветаева не признавала слова «поэтесса» по отношению к себе, она называла себя «Поэт Марина Цветаева». Марину Цветаеву — поэта не спутаешь ни с кем другим. Ее стихи можно безошибочно узнать — по особому распеву, неповоротным ритмам.
Царица русской поэзии – Марина Цветаева! Одинокий дух поэзии Серебряного века! Крупнейший поэт одной из крупнейших поэтических эпох. Женщина трагической жизни с трагическим концом...
Звучит песня из к/ф «Ирония судьбы…» “Мне нравиться, что вы больны не мной «(кадр из фильма)
Чтец 1.Слайд 2
Мне нравиться, что вы больны не мной…
Вряд ли найдется человек, который не слышал этих удивительных строк. И пусть кому-то неизвестно имя их автора, строки этой песни своей человеческой жизнью заслужили право на память в сердцах не одного поколения. Их автору Марине Цветаевой мы посвящаем этот час.
Понять поэта – значит понять его любовь. Если мы хотим понять М Цветаеву, мы не найдем более верного ключа к ее поэзии, к ее личности.
Многообразен и неисчерпаем ее страстный, стремительный трагический дар. А был это один человек, одна женщина – поэт, с одним сердцем в груди, пламенным и нежным. “Просто сердце”– так хотела назвать М .Цветаева книгу стихов. А в последний год жизни она писала: ”Ничто не льстит моему самолюбию (у меня его нет ), и все льстит моему сердцу (оно у меня есть: только оно и есть)".
Чтец 2 Слайд 3,4
Марина выросла в семье Московского профессора Ивана Владимировича Цветаева, основателя Музея изящных искусств, человека необычайной доброты, отрешенности и подвижнического труда. Дом Цветаевых в Трехпрудном переулке был буквально заполнен музыкой, льющейся из под пальцев Марии Александровны, жены Ивана Владимировича, изумительной пианистки, она умерла, когда ее дочери, Марине не исполнилось и четырнадцати. Страсть к труду М. Цветаева унаследовала от отца, к музыке – от матери. Еще очень рано она ощутила в себе некий говоря словами Блока “тайный жар”, сокрытый двигатель жизни и назвала его любовь. Этим словом “заразил" ее Пушкин, когда она тайком от родителей читала его “Цыган”. Когда жарко в груди, в самой грудной клетке и никому не говоришь любовь. Сколько лет ей тогда было? Шесть, в крайнем случае семь, но жар в груди уже пылал “Тайный жар и есть жизнь“, – скажет она позднее. И даже в предсмертной записке не обойдется без слова “любить”. В 17 лет она найдет слова, чтобы передать этот сжигающий ее огонь.Слайд 5
Звучит песня цыган.
Чтец 3
Я жажду сразу всех всех дорог,
Всего хочу: с душой цыгана
Идти под песни на разбой.
за всех страдать под звук органа
и амазонкой мчаться в бой,
Гадать по звездам в черной балке,
Вести детей вперед, сквозь тень…
Чтоб был легендой день вчерашний
Чтоб был безумьем каждый день…
Она не преувеличивала, говоря, что начала любить, когда глаза открыла. Сначала свое детство, город Тарусу на Оке, где жила летом, “домики старой Москвы”, книги в красном переплете “ свое – имя”. Слайд 6
Чтец 4
Кто создан из камня , кто создан из глины, –
А я серебрюсь и сверкаю.
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я бренная пена морская
Чтец 5
Невозможная, несбыточная любовь-разлука к умершем или даже никогда не существовавшим: Орфею, Татьяне Лариной. Для нее они были одинаковы живыми – всю ее жизнь. Особенность Цветаевой с первых ее поэтических книг в том, что каждое возникающее в ней чувство пугающе разрастается, надолго выбивает из пресловутой житейской колеи, потрясает до основания все существо поэта, превращая его в испепеляющую лаву неудержимой страсти.
Звучит песня в исполнении И.Дубцовой «Я тебя отвоюю»
Чтец 6
Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,
Оттого, что лес – моя колыбель, и могила – лес.,
Оттого ,что я на земле стою – лишь одной ногой.
Оттого, что я о тебе спою – как никто другой.
Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей,
У всех золотых знамен, у всех мечей,
Я ключи закину и псов прогоню с крыльца –
Оттого что в земной ночи я вернее пса
Чтец 7 Слайд 1
Простившись с детством, выросши в личность, в зрелого поэта, она рассталась с сумбуром, с наивностью первых увлечений. Теперь в стихах она обращается к собратьям по ремеслу – поэзии, ко многим из которых через всю свою жизнь пронесет почти благоговейную любовь.
“Вседержитель моей души, – писала она Блоку, – о своих не говорю, другая любовью, с болью и заботой искаженная и заглушенная бытом.
И говорю о любви на воле, под небом, о вольной любви, тайной любви, не значащейся в паспортах, о чуде чужого...”
Чтец 8
Той возвышенной любовью, которая не значится в паспортах, тем сердцем, которое вмещало в себя огромный трагический шар мира, теми жаркими чувствами, присущими только ей, Марине Цветаевой, она любила художника Николая Вышеславцева. "Человеческая беседа – одно из самых глубоких и тонких наслаждений в жизни”, – напишет она в дневнике того периода. Вышеславцев был удивительно интересным собеседником, ведь у него позади годы учения живописи. Сначала в Москве, в Парижской художественной школе, с частыми поездками в Италию.
Вышеславцеву было суждено вдохновить М. Цветаеву на обширную россыпь лирических стихов весны и лета 1920 года
Чтец. 9
Не самозванка – я пришла домой
И не служанка мне не надо хлеба.
Я страсть твоя, воскресный отдых твой,
Твой день седьмой, твое седьмое небо.
Там на земле мне подавали грош
И жерновов не вешали на шею
Возлюбленный – ужель не узнаешь ?
Я, ласточка твоя – Психея.
Звучит песня из к/ф «Жестокий романс» «Под лаской плюшевого пледа»
Чтец 10
Дружба Цветаевой с Вышеславцевым длилась недолго. Чувства поэта не получившие отклика, довольно быстро остыли, стихи продолжали жить.
В 1921 годы Вышеславцев пишет портрет М. Цветаевой. Обостренные неженственные черты лица, за суровым, резким почти аскетическим лицом, угадывается Вулкан чувств. Огромные, широко распахнутые глаза, они, кажется смотрят прямо на вас, но не видят.
Отрешенный невидящий цветаевский взгляд, который не в силах передать ни одна фотография. Взгляд поэта, всматривающегося, вслушивающегося в самого себя.
Умела ли она любить?.
Письмо М.Цветаевой.
…Боюсь, что до конца, не люблю, не умею любить, кроме своей души, тоски, расплесканной по всему миру и за его пределами. Мне во всем, в каждом человеке и чувстве, тесно, как во всякой комнате, будь то нора или дворец, я не могу жить- длить, не умею жить в днях, каждый день, – всегда живу вне себя. Эта болезнь неизлечимая и зовется душа.
Чтец 11 Слайд 7
Земля давно ушла из под ее ног. Она не умела просто жить, ей всегда нужна была сверхзадача. Она была слишком русской. И вновь любовь, любовь к своему мужу к С. Эфрону. Еще в начале их совместной жизни она сказала: ”Только при нем я могу жить так, как живу: совершенно свободная…" Но может быть, она действительно его единственного в жизни и любила?
Всю жизнь пролюбила не тех… и всю жизнь прожила с Сергеем Яковлевичем, и всюду возила с собой и хранила крохотную карточку в кожаной рамке, где он с саблей наголо стоит на горе с товарищем: пожелтевшую, стертую фотографию, на которой уже ничего не разобрать. Слайд 8
Вальс в исполнении учащихся по музыку Дога «Мой ласковый и нежный зверь»
Чтец 12
Писала я на аспидной доске
и на листочках вееров поблекших,
И на речном, и на морском песке,
Коньками по льду и кольцом на стеклах;
И на стволах которым сотни зим,
И, наконец – чтоб, было всем известно!
Что любим! любим! любим! любим!
Расписывалась радугой небесной.
Чтец 13 Письмо С. Эфрона
Маринушка, солнышко мое, здравствуй! Как ты там одна, без меня, как там наши дети? За три года разлук я устал . Марина мне нужны твои глаза: чистые, справедливые, восхищенные. Я истосковался по Родине, так хочу дотронуться рукой до русской земли, до берез, до трав луговых. Это невозможно передать словами, это говорит, говорит Русская душа.
Чтец 14 Слайд 9
5 сентября 1912 года родилась их первая дочь Ариадна.1917 год- это рождение второй дочери, а затем гражданская война, снова надолго разлучившая Марину и Сергея. Сергей Эфрон уехал на Дон, где формировались первые части Белой Армии. А Марина почти три года жила в голодной красной Москве, не получая вестей от Сергея. Терпела не просто нужду, а нищету: «Муки нет, хлеба нет, под письменным столом фунтов 12 картофеля… весь запас» а на руках две дочери: Ариадна – старшая, и Ирина – трех лет. Осенью 1919 года, в самое тяжелое, голодное время, Марина по совету знакомых отдала своих девочек в подмосковный приют, но вскоре забрала оттуда тяжело заболевшую Алю, а в феврале 20-го потеряла маленькую Иру, погибшую в приюте от голода и тоски.
Чтец 15
Своей доченьке, своей безвременно ушедшей доченьке она посвятила стихотворение «Две руки»
Две руки, легко опущенные
На младенческую голову,
Были - по одной на каждую –
Две головки мне дарованы.
Но обеими – зажатыми –
Яростными – как могла! –
Старшую у тьмы выхватывая –
Младшей не уберегла.
Две руки – и вот одна из них
За ночь оказалась лишняя.
Светлая – на шейке тоненькой –
Одуванчик на стебле!
Мной ещё совсем не понято,
Что дитя моё в земле
Чтец 16 Слайд 10
В 1922 году Марина Цветаева покидает Россию с болью и горечью в сердце.
Новая полоса в жизни – в эмиграции наполнена работой, заботами о семье, борьбой с нуждой. Эмиграция. Тоска по непонятной Отчизне, по тому что в прошлом было родным до боли. Нет она никогда не переставала быть русской поэтессой. Любовь к Родине и желание вернуться побеждают.
Чтец 17 Слайд 11
Пригвождена к позорному столбу
Славянской совести старинной,
С змею в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что – невинна
Я утверждаю, что во мне покой
Причастницы перед причастием,
Что не моя вина, что я с рукой
По площадям стою за счастьем.
Пересмотрите все мое добро.
Скажите или я ослепла?
Где золото мое ? Где серебро?
В моей ладони – горстка пепла!
И это все ,что лестью и мольбой
Я выпросила у счастливых
И это все , что я возьму с собой .
В край целований молчалив.
Звучит романс «Благословляю вас»
Чтец 18 Слайд 13
В 1939 году Марина Цветаева возвращается на Родину. Но она встречает ее неприветливо.
Цветаеву не покидает чувство, что ни она , ни ее талант здесь не нужны. Бытовая неустроенность: ей самой за большую цену приходиться снимать углы. Союз писателей ничего не хочет для нее сделать. Да ее просто не признают за поэта. Ее стихи не нужны. Чтобы жить, она вынуждена трудиться над переводами.
М. Цветаева. Письмо
Почему вы не пишите? Потому что время одно и его мало, и писать себе в тетрадку – роскошь
Скоро в ее сознание врывается война… Оторванность от мира, уничтожающее чувство ненужности угнетают свободный дух Цветаевой. А еще боль за близких. Где-то в лагерях погибает муж.
Находясь заграницей, С.Я.Эфрон стал одним из организаторов эмигрантского “Союза возвращения на Родину".
М. Цветаева.
"А Сергей Яковлевич давно рвется назад в Россию, и Аля рвется", – говорит М. Цветаева, находясь в Париже, – "С.Я. разрывается между своей страной и семьей. Я твердо не еду."
Чтец 19
Только у нее были сомнения. И уже подрастал Мур (так называла Марина своего сына Георгия), и он уже вторил отцу и сестре. Надо было думать о будущем сына, о его судьбе. У Мура здесь никаких перспектив, Мур будет там счастлив. Аля уехала из Парижа уже весной 1937 года. По французским законам, достигнув совершеннолетия, она могла принять любое гражданство, и она, конечно же, не колеблясь ни минуты, приняла советское. И 18 марта Москва , празднуя день Парижской коммуны, гремела из репродукторов Марсельезой и маршем, встречала ее.
Чтец 20 Слайд 12
Осенью тогда же покинул Париж С.Я. Эфрон. В 1939 году в октябре он был арестован. А еще раньше летом – Аля. Она тоже заплатит дань за то, что она дочь Цветаевой… 16 лет она проведет в сталинских лагерях и на поселении. Нет семьи. Она уже ничего не может для тех двоих. Эвакуация. Елабуга. Российская поэтесса ищет работу, чтобы жить, прокормить сына… Сейчас не нужны ее переводы. Сюда эвакуирована писательская организация Москвы. Цветаевой обещано место посудомойки в ее столовой. Она согласна жить.
Музыкальный ролик песни в исполнении А. Пугачевой.
Уж сколько их упало в бездну,
Разверстую в дали!
Настанет день когда и я исчезну
С поверхности земли.
Застынет все ,что пело и боролось , сияло и рвалось;
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.
И будет жизнь с ее насущным хлебом.
С забывчивостью дня.
И будет все- как будто бы под небом
И не было меня!
Изменчивой , как дети , в каждой мине ,
И так недолго злой,
Любившей час когда дрова в камине становятся золой,
Виолончель и кавалькады в чаще,
И колокол в селе..
– Меня , такой живой и настоящей
На ласковой земле
К вам всем – что мне не знавшей меры
Чужие и свои?
Я обращаюсь с требованием веры
И с просьбой о любви.
И день и ночь и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то что мне так часто слишком грустно
И только 20 лет;
За то что мне прямая неизбежность –
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид,
За быстроту стремительных событий,
За правду за игру…
Послушайте ! Еще меня любите.
За то что я умру.
Чтец 21
«Я постепенно утрачиваю чувство реальности: меня – все меньше и меньше. Никто не видит, не знает, что я год ищу глазами – крюк… я год примеряю смерть. Все уродливо и страшно… я не хочу умереть. Я хочу не быть…
Состояние безысходности привело её гибели. 31 августа 1941 года она покончила с собой. «Ничто не держит меня, не за что держаться – простите мне эту печальную, суровую игру слов»
Чтец 22 Слайд 14
Знаю, умру на заре! На которой из двух?
Вместо с которой из двух – не решить по заказу!
Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!
Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу.
Марина Цветаева погибла, когда реальная жизнь, оттеснив жизнь Духа, одержала победу. И никто не захотел (или не сумел) поддержать огонь этой души. Погас огонь любви – перестали писаться стихи – ослабла воля к жизни. И тогда стихия смерти увлекла Цветаеву за собой.
Скачать методички (классные уроки) для учителей по разным предметам: история, литература, физика. Как провести урок с учеником, вам поможет грамотно составленный план урока. Занятия по математике, литературе, физике, информатике, химии, психологии.
.